Первый азан – призыв к молитве
Вначале для того, чтобы сообщить мусульманской общине о наступлении времени совершения намаза, использовали слова: «На намаз, на намаз!» Позднее же Пророку Мухаммаду (саллаллаhу алейhи ва саллям) был преподнесен Азан.
Посланник Аллаhа (саллаллаhу алейhи ва саллям) совещался со своими асхабами о том, в какой форме должен осуществляться призыв людей к молитве. Некоторые из асхабов предложили: – Давайте, когда наступает время намаза, вывешивать флаг, и пусть мусульмане, увидев его, извещают друг друга.
Однако нашему Пророку (саллаллаhу алейhи ва саллям) предложение не понравилось. Кто-то предложил трубить в иудейскую трубу.
Посланнику Аллаhа (саллаллаhу алейhи ва саллям) не понравилось и это предложение. Он сказал: – Это инструмент иудеев.
Был обсужден также вариант со звонящим колоколом. Наш
Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллям) сказал: – Это дело христиан.
После обсуждения Абдуллаh бин Зейд (радыйаллаhу анhу), переживая о том же самом, что и Посланник Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям), озабоченный теми же думами, что и Он, направился к себе. Когда он пребывал в состоянии между сном и
явью, ему был пожалован «Азан Мухаммада» – призыв к молитве в Исламе. Тотчас придя к Посланнику Аллаhа (саллаллаhу алей-
хи ва саллям), он сказал Ему: – Когда я находился между сном и явью, кто-то пришел и обучил меня азану.
Благочестивому Умару (радыйаллаhу анhy) приснился тот же сон.
Посланник Аллаhа (саллаллаhу алейhи ва саллям) сказал: – О Биляль! Вставай и действуй сообразно словам Абдуллаhа бин Зейда! Претворяй их в жизнь!
Биляль (радыйаллаhу анhу) сделав все в точности так, как сказал Абдуллаh, прочел азан. Так азан стал важной Сунной. Ибо он подкреплен вещим сном, Сунной Пророка и Божественным откровением.
Когда Биляль Хабаши (радыйаллаhу анhу) прочел азан в первый раз, то этот величественный призыв к намазу, прозвучав в одном конце Медины, достиг другого его края. Небеса отозвались эхом на звуки азана. Мумины, пребывая в радостном во-одушевлении, поспешили в мечеть. Азан, будучи определен как
твердое правило в аятах Корана и хадисах, продолжает оста-
ваться благородным призывом к совершению намаза вот уже
более 1400 лет.